Всего в нём находились восемь детей в возрасте от шести месяцев до девяти лет и пять взрослых в возрасте от 25 до 60. Состояние останков (по меньшей мере у пятерых — переломанные кости и пробитые черепа) говорило о том, что эти люди погибли в результате нападения врагов на поселение. У одного из несчастных в позвонке даже застрял наконечник каменного оружия.
У "обитателей" двух могил из четырёх неплохо сохранились ДНК. Это позволило установить, что в первой находилась целая семья — отец, мать и двое детей (интересно, что сын и дочь похоронены на руках своих родителей). Данное исследование, таким образом, это древнейшее на данный момент молекулярно-генетическое свидетельство нуклеарной семьи (одна брачная пара с детьми, ещё не состоящими в браке и находящимися на иждивении родителей), — пишут авторы работы. А это признак перехода к современному обществу.
Во второй могиле находились трое детей, генетически родственных, и не связанная с ними женщина, возможно, тётя или мачеха.
Помимо генетического авторы работы выполнили и геохимический анализ, изучив содержание изотопов стронция в зубах погребённых. Эти изотопы откладываются в детстве, попадая в организм с пищей. Последняя же (растения, например) получает их из местных почв. Таким способом можно установить место рождения человека, поскольку распределение изотопов в каждом районе — своё.
Оказалось, что у всех детей и взрослых мужчин в зубах имелся "одинаковый" стронций, но у женщин картина была иная. Ближайшее совпадение по стронцию имелось в 50 километрах от этого места.
По словам учёных, это свидетельствует об уже распространившейся в то время экзогамии: женщин отдавали замуж в другую общину. Важная цель такой практики — укрепление отношений между соседями, обеспечение поддержки на случай войны или неурожая.
О войне нужно сказать отдельно. Поскольку большинство людей в этих захоронениях — женщины и дети, как поясняет Хаак, есть вероятность, что большинство взрослых обитателей поселения находились в момент нападения в другом месте, возможно, участвовали в вооружённой стычке или работали на полях.
"Они вернулись домой в деревню и нашли своих родных и близких погибшими. Это только предположение, но наиболее правдоподобное объяснение", — утверждает Вольфганг.
Такое насилие вписывается в то, что антропологам и историкам известно о Центральной Европе того времени. Плодородные почвы и стабильный климат делали её желанным местом для жизни, но это же создавало конкуренцию, приводившую к конфронтации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий